grus57 (grus57) wrote,
grus57
grus57

Categories:

"Елена" Андрея Звягинцева

f_75457

Посмотрела «Елену» Звягинцева. Фильм очень умный, с выверенным четким контрапунктом, где все ходы увязаны и нет ничего лишнего. Как бы совершенно современная история, а на деле - античная трагедиия. Фильм так понравился, что даже захотелось записать свои впечатления. Тем более, что уже успела прочесть множество отзывом.

Действующие лица:
А) Богатенький старикан – то ли чиновник, то ли бизнесмен. Живет в роскошной, но несколько бездушной, квартире. Ездит на дорогой машине. Сосредоточен на собственном здоровье. У него дочь от первого брака, которую он содержит, но близко не подпускает (она взбалмошна и остроязычна, как мать , а стареющий господин любит размеренную жизнь). Для размеренной жизни у него немолодая, но миловидная жена-прислуга Елена. Елена очень удобна в быту. К тому же она профессиональная (и, видимо, хорошая ) сиделка. Мелкий недостаток Елены – она иногда просит денег для своих непутевых детей и внуков. Но получает законный отказ – «я живу с тобой, а твои дети меня не касаются».
Б) Бедная Елена. Очень неброско одетая дама слегка за 50. Со следами красоты (полноватая рыжетта). Бывшая медсестра. Со своим богатеньким мужем познакомилась 10 лет назад при исполнении своих служебных обязанностей (выхаживала в госпитале). Видимо , так хорошо выхаживала и так правильно вела себя потом (служила), что два года назад он на ней официально женился. В Елене выработалось (или было изначально) внутреннее достоинство уважающей себя прислуги. Она все делает сама, без напоминаний. У нее нет требований и капризов. Нет гонора. Она полностью подстроилась под жизнь своего господина. Она почти идеальна. Проблема в том, что она неискрення. У нее есть своя внутренняя цель и тайная любовь (не побоюсь этого слова). Где-то на окраине, в мерзкой многоэтажке, живет бестолковая семья ее бестолкового сына (бестолковость сына изображена красочно). Сын этот очень ранний (он гораздо старше дочери богатого старикана Кати, хотя сама Елена явно моложе своего мужа) и очень возможно, что он - полная безотцовщина (бывший Елены нигде не фигурирует, а инфантильное поведение сынка очень соответствует такой раскладке). Тогда понятно - это ее драгоценный мальчик, ради которого была вся ее молодость. Он болел, он был бит и его некому было защитить, ему не доставалось... (каждый додумывет сам). Елена постоянно возит им деньги, выкроенные из своих («надеюсь, ты ничего не даешь им со своей карточки?» - «я могу отчитаться за каждый рубль» - но дает, конечно). Быть полезной семье сына – содержание ее жизни. Очень вероятно, что вся история с богатеньким дяденькой 10 лет назад произошла именно на этой почве.
Но иногда внутрених Елениных ресурсов не хватает. Балбеса внука надо впихнуть в институт. Иначе армия, где могут убить. Елена собирает в комок всю волю и самообладание, и идет просить денег. Муж отказывает, но не одномоментно. Обещает подумать (не хочет открытой ссоры и упреков «к своей дочери ты не так относишься...», ему не нужна надутая прислуга в доме).
Неизвестно, что бы случилось дальше, но тут старика разбил инфаркт. Елена честно выполняет свои обязанности. Больной постепенно идет на поправку, но одновременно первый раз задумывется о смерти. Кто все его богатства получит? (по-другому он вопроса не ставит). Конечно, родная дочь Катя. (Вообще, оба основных героя этого фильма ведут себя так, как будто прочли книгу «Эгоистичный ген» - материально поддерживают только свою ДНК). Елена получит пожизненную пенсию. (Именно так аристократические семьи награждают преданную прислугу). Елена даже готова согласиться, но тогда пусть он хотя бы расплатится за внука. Это ее условие. Самовлюбленный старикан не понял, что ему поставили ультиматум. Нет, денег он не даст. И тут она единственный раз срывется – «а вы не думаете, что ваши деньги не дают вам права... что мы можем поменяться местами?». Очень неосторожно. Она тут же дает задний ход. Один их лучших моментов фильма, когда муж отвечает ей морализаторством - «мы должны пройти через этот период достойно...». А она - «а мы и пройдем достойно...» - таким простоватым, знакомым голосом, что все возможные подозрения мгновенно отпадают. Елена послушна как всегда.
Но Елена в ярости. Ее план по «организации своей нужности для семьи сына» грозит рухнуть. Пенсии им будет недостаточно. Но Елена боец, а не половая тряпка. Глупый муж 10 лет рядом, но так и не понял какой она грозный противник. За что, собственно, и поплатился... «Великолепен» разговор с сыном – «...знаешь, по-своему он прав, мы сами должны как-нибудь решить эту проблему...». В этой фразе звучит человеческое достоинство...
И она решает. Она совершает идеальное убийство. Ее выдержке и точному расчету могут позавидовать знаменитые преступники. Любящая женщина, которая всю себя посвятила заботе о больном муже , немного ошиблась с комбинацией лекарств... Трагический несчастный случай... Она сама во всем призналась врачу (немного приуменьшив дозу, я уверена). Никто ее ни в чем не упрекнет. Она рыдает на похоранах, а потом выгребает деньги из сейфа и везет их внуку. О, эти сладкие слова – свобода и победа...
Но проблема не решена окончательно. Есть Катя, которая должна получить свою половину по закону. А главный катин вопрос – «как будем дербанить хату?». Конечно, квартиру нужно продать и средства поделить. Но все происходит не так скоро. Пока Елена тут живет и первый раз привезла свою семью в роскошные апартаменты (совершенно очевидно, что весь выводок тут именно первый раз). Им так нравится и Елена видит, что это ведь хорошо, когда они тут. Они ее теперь так любят, так хотят тут остаться. Камера долго разглядывет младенца , ползающего по кровати , на которой произошло убийство. Это ее младенец, ее кровь, ее ДНК, и ему тут хорошо. Старший внук долго смотрит с балкона на какую-то игру на огороженной спортплощадке. Здесь у него будут совершенно другие друзья и другая судьба... И дикая горячечная музыка, больше похожая на удары собственного сердца, начинает проникать в кадр. Эта музыка уже звучала однажды, когда Елена отправилась к книжной полке искать медицинский справочник... Опасная музыка... Катина жизнь в большой опасности, я так думаю. Ей лучше отказаться от доли в папиной квартире.
Елена – воплощенное чудовище слепой материнской любви. Она довольно проста и любит простое, но это любовь. Она умеет виртуозно притворяться, но она не фальшива. Она на деле погубила свою душу ради своих близких и это ее единственное оправдание.
И она очень сильна в этом своем безумии. Ее нельзя победить. Можно лишь приручить - стать ей нужным, заботиться о ее детях. И если вы связались с «Еленой», то это единственно верный путь. Все другие смертельно опасны :)
У Мопассана есть симметричный рассказ о крестьянке, родившей внебрачного сына и воспитывающей его на стороне. Ребенок ее тайна и смысл жизни. На ней потом женится хозяин фермы, но внутренне для нее ничего не меняется. В браке детей у нее нет и она слышит упреки. Однажды срывается – «это у тебя нет, а у меня – есть...» . И в ужасе бежит, понимая, что все погубила.
Полуграмотный французкий крестьянин нашел в себе силы вернуть жену и произнести великую фразу – «знаешь, привози своего мальца...». Новорусский нувориш считает деньги. А деньги не приносят счастья (почти банальность :)).
Tags: "Елена", кино
Subscribe

  • 5 лет.

    Друзья! Напоминаю, что вчера было 5 лет, как ушла Галина Анатольевна. 8-го мая у нас глухие каникулы, поэтому решено встретиться 12 мая в школе 179…

  • День математика

    http://www.179.ru/index.php/school/Novosti/Den-matematika4 16 марта (суббота) в 179 школе день математика. Он же - день выпускника. До недавнего…

  • Биоклассное.

    Информация для всех выпускников и друзей нашего биокласса, обитающих в ЖЖ. Из-за общеизвесной неповоротливости и странных привычек нашего сайта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment